Эквилибриум :: Фильмы и книги  ::  Все фильмы
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
    - фильмы от А до Я
    - Все фильмы
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования

<< 38-я параллель (Южная Корея, 2004)^ К оглавлению ^"Авиатор". Угар голливудских мечтателей >>
9 рота (2005)

         "9-я рота" начала свой победный марш по стране. Пот и пыль, кровь и смерть, изломанные судьбы и жесткий "экшен" уместились в 7000 метрах пленки.
         Фильм Федора Бондарчука вызывает уважение и смотрится на одном дыхании. Все это уже отмечалось в многочисленных рецензиях - и невольная гордость за отечественное кино охватывает душу. А вот насколько работа Бондарчука отечественный фильм - вопрос спорный.
         Да, сценарий Юрия Короткова основан на реальных событиях. Да, проблемы в фильме затронуты совершенно российские. Да, Федор Бондарчук ничуть не уступил отцу в съемках батальной кинокартины. Но на все эти утверждения можно найти контраргументы, и материал для них дает само зрелище.
         Ну как не сопоставить орущего в "учебке" прапорщика Дыгало с сержантом Туми из фильма "Билокси-блюз" (режиссер Майк Николс)? Не хочется думать о плагиате, да еще в таком масштабе, поэтому назовем это авторской цитатой, чтобы не говорить о штампах.
         Ну да, бывают совпадения - оба персонажа имеют одинаковую травму и мотивы у них похожи, и предыстория. В общем, оставим это на совести сценариста и режиссера, потому как Михаил Пореченков совершенно не виноват, что получилось очень уж похоже. И, пожалуй, старший прапорщик Дыгало - это самый колоритный и яркий характер в "9-й роте".
         Впрочем, актерская работа - это отдельная тема и давайте пока на ней останавливаться не будем. Лучше посмотрим, что сделал Федор Бондарчук, когда поставил авторский росчерк на российском сюжете совершенно по-западному. Ведь совместить жесткий "экшен" и драматическую линию в отечественном военном кино удавалось считанным единицам и, казалось бы, невозможно уже сделать что-либо новое, авторское, в нем. Ан, нет, оказывается, можно, если поучиться у мэтров Голливуда и выстроить сюжет по канонам "фабрики грез".
         Недаром же критики в большинстве своем сравнивают "9-ю роту" с работами Кубрика, Ридли Скота и Копполы. И действительно, вторая часть фильма, действие которой разворачивается в Афганистане, с взрывами, стрельбой, кровью и черным юмором оставляет в душе осадок, сравнимый с тем, что появляется после просмотра Апокалипсис сегодня Френсиса Форда Копполы.
         В общем, фильм только выиграл от такого подхода, и, как ни странно, та русская характерность, что пронизывала отечественные военные фильмы советского периода, отчетливо видна в "9-й роте". Думаю, дело все в том, что режиссер Федор Бондарчук нашел отличного оператора. Максим Осадчий виртуозно работает с камерой и цветом. Кадры фильма выстроены практически идеально, а решение сепировать вторую часть фильма там, где действие происходит в Афганистане, заслуживает определения "все гениальное просто".
         Ну и сколько бы не ругали Бондарчука за клиповый подход к видеоряду, надо отметить то, что максимум информации в минимуме кадров - это все-таки плюс для военной драмы. Ведь в противном случае динамика, пресловутый "экшн", уйдет в никуда, а современный зритель привык именно к напряженному действию.
         Именно действие - напряженное, яркое, быстрое - составляет основу фильма. Именно "экшн" и художественно обработанные факты цепляют за душу. А характеры, создаваемые актерами, остаются в стороне.
         "9-ю роту" сделали интересными не персонажи, а шок от развернутого на экране эпохального буйства войны. Да, семеро мальчишек в этой жестокой мешанине, где подвиг - это явление рядовое и даже банальное, вызывают искреннее сопереживание. И жаль их, признаюсь, порой до слез. Но если посмотреть внимательно, то видишь, что характеры их какие-то ущербные, однобокие. Лютый - классический повзрослевший "трудный" ребенок, и ничего нового в герое Артура Смольянинова не замечаешь, поскольку таким же он был и в фильме "Кто, если не мы" Приемыхова. Ряба - это просто деревенский хулиган. Джоконда - художник, и его характера мы просто не видим за феноменальным чувством прекрасного.
         А из остальной четверки - Воробей, Чугун, Стас и Пиночет - лишь двое оставляют след в памяти: Воробей, который все-таки не сломался от жестокой муштры "учебки", и горячий горец Пиночет, запомнить которого заставляет только один факт - он из Грозного.
         И с актерами на втором плане ситуация почти такая же: выделяются только двое - прапорщики Дыгало и Хохол. Про героя Михаила Пореченкова мы уже говорили, а вот Хохла, которого исполнил Федор Бондарчук, упомянуть стоит.
         Ситуация, когда режиссер становиться актером в своем фильме, не нова, но мало кто на такое решается. Бондарчук, видимо, и здесь решил отличиться, и надо признать: это ему удалось. Черный юмор и мрачная слава окутывают прапорщика Хохла. Видно, что актер влюблен в этот характер, и ему не терпится раскрыть все его стороны. Но все же режиссер берет в Бондарчуке верх и правильно, на мой взгляд, делает, поскольку выпячивание роли второго плана в кульминации - это не просто моветон, а, можно сказать, провал фильма.
         И все же, и все же. Нельзя не признать, что "9-я рота" - это новое и стильное кино. И пусть оно получилось в результате синтеза Голливуда и российской молодой режиссуры, и действие затмило собой актеров, но факт остается фактом - это Кино, и его смотрят с удовольствием.

         Приятного просмотра

         Ларик
   


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены