Эквилибриум :: Фильмы и книги  ::  Все фильмы
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
    - фильмы от А до Я
    - Все фильмы
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования

<< Дневники мотоциклиста / Diarios De Motocicleta^ К оглавлению ^Жизнь как чудо (Человеческое кино как чудо) >>
Если... / If... (1968, Великобритания)



          Этот культовый английский фильм режиссер Линдсей Андерсон снял в 1968 году. Обратите внимание на дату. 68-й: "пражская весна", студенческая революция во Франции, отмененный Каннский кинофестиваль. В следующем году Золотую пальмовую ветвь Канн получит "Если...".

          Главную роль в фильме сыграл 25-летний дебютант Малькольм Макдауэлл. Позже он вспоминал: "В Лондоне были очереди в полмили длиной из людей, жаждущих посмотреть картину с моим участием. Люди, увидевшие меня на улице, приходили в возбуждение. Из совершенно неизвестного актера я превратился в символ чего-то очень важного для множества людей".

          Впрочем, мы отвлеклись, а в зале тем временем погасили свет, первые кадры мелькают на экране. Закрытая английская школа для мальчиков. Старые камни увитых плющом зданий, чудаки-учителя, латынь. Коллективные молитвы, казарменный быт, телесные наказания... Может показаться, что время здесь остановилось, что это баснословная "старая добрая Англия", которая не меняется никогда. Но за стенами школы шестидесятые, и уже висит в комнате для занятий портрет команданте Че.

          В этой школе, как в любом социуме, существует много правил. Как в любом социуме, одни усваивают и соблюдают их, не задумываясь о том, насколько они верны, другие же находят удовольствие в их нарушении. Другие - это Майк Тревис (Макдауэлл), Джонни Найти (Дэвид Вуд) и известный зрителю только по фамилии Уоллес (Ричард Уорвик).

          Трудно понять, чего в этих юношах больше: нерастраченной, бьющей через край энергии или врожденной неспособности подчиняться, идти на компромисс, вставать в ряд. "Когда мы начнем жить, хотел бы я знать", - озвучивает общие мысли Майк. Пока же приходится только мечтать о свободе, женщинах, "настоящей жизни". Параллельно развивается вялотекущий конфликт со старшими: "слишком длинные волосы", манера Тревиса дерзить, да мало ли может быть поводов. Не поводы важны, а та взаимная ненависть, которая то и дело прорывается наружу.

          Трудно уловить момент, когда конфликт становится коллизией, когда терпение юношей заканчивается. Сначала перед нами разговоры того известного рода, который с пушкинских времен зовется "между Лафитом и Клико". "Только насилие и революция - чистые действия. Война это последний возможный творческий акт", - и пока не понять, всерьез ли Майк говорит это. Потом реалистичное, практически документальное изображение школьной жизни сменяется жестким, условным, символистским кино. Юноши берут в руки оружие и начинают стрелять. Финальная сцена, в которой Тревис сотоварищи (с одной стороны) и учителя, остальные ученики, их родители (с другой) исступленно палят друг в друга, есть чистая аллегория вечной борьбы свободы и конформизма. Мы видим не месть конкретным людям за конкретные обиды, не бунт детей против отцов, но отрицание общества, то есть революцию.

           Титры застают врасплох. Велик соблазн объявить "Если..." исследованием возникновения в обществе революционеров. Или социальной драмой о том, как насилие порождает насилие, а унижение - жестокость. Но будь все так просто, не было бы так интересно.

           Во-первых, это очень хороший фильм с точки зрения чистого искусства. Игра Макдауэлла, равно как и всех британских актеров, поистине выдающаяся. Непривычное для глаза современного зрителя чередование черно-белых и снятых в цвете сцен оказывается действенным стилистическим инструментом.

           Наконец, верный признак незаурядного кино - кадры, запоминающиеся навсегда. Так, например, запоминается скромняга Джонни, трогательно накрывающий блюдцем, чтобы не остыло, кофе Майка, отвлекшегося на музыкальный автомат в придорожной забегаловке, посещение которой, видимо, обязательно для мятежных киногероев всех времен.

           Во-вторых, это кино действительно сложное и современное. Сложное, потому что скорее задает зрителю вопросы, нежели дает на них ответы. Современное, ибо, отражая конкретную историческую и национальную реальность, говорит о вневременных проблемах. Не забудем, что романтическая революционность 60-х выродилась в современный терроризм. Понять Тревиса и его друзей так же сложно, как и тех молодых англичан из Лидса, которые одним июльским утром взорвали лондонское метро.

           Приятного просмотра!

           Васька Кроликов
   


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены