Эквилибриум  ::  Статьи
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



<< Чудо и волшебство в воображении ребенка. Ольга Лабутина^ К оглавлению ^ >>

Люди с ограниченными возможностями. Ограниченность или уникальность? Ольга Лабутина



Люди с ограниченными возможностями. Ограниченность или уникальность?



Ограниченные возможности здоровья - не синоним ущербности, обделенности или несчастья. В той или иной степени ограничен каждый из нас - наш интеллект не абсолютен, наши физические или социальные возможности небезграничны, а эмоциональный мир далек от идеального равновесия. Подчас наличие "дефекта" в области интеллекта, зрения или слуха, позволяет компенсаторно развиться другим возможностям человека. Уникальность каждого человека бесценна, и люди с ограниченными возможностями привносят в этот мир что-то, что делает его богаче и разнообразнее.

Принципиальное отличие живой материи от неживой - в многообразии и большом количество одновременно реализуемых связей с окружающей средой – восприятием, энергетическим, химическим - информационным обменом. До тех пор, пока организм, клетка, живы, сохраняется эта способность к восприятию и обмену. Поэтому, даже если человек находится в состоянии комы, без признаков сознания, это основное свойство -восприимчивость - сохраняется. И следовательно, есть потенциал для изменений и возвращения к состоянию, приближенному к здоровью.

Люди с сочетанными нарушениями, с ограниченной подвижностью или сниженным интеллектом сохраняют восприимчивость, пороговые значения которой, порой, превосходят средние пороговые значения. И адекватность - т.к. способны реагировать на обращенную речь, интонацию, жесты, а порой - и настроение окружающих людей. Они реагируют – взглядом, улыбкой, ответным жестом.

Сейчас в авангарде междисциплинарных исследований находятся генетические науки. Вычисляется генетическая предрасположенность к тем или иным состояниям, болезням или одаренности. Продолжительность жизни. Склонности к генетическим аберрациям. В свое время евгеника – наука об улучшении генетической природы человека – дискредитировала себя. Во многом это произошло из-за нарушения этического подхода к человеку. Фокусироваться на генетической предначертанности бессмысленно, т.к. такой подход демотивирует, потому что лишает шанса, программирует на пассивность, зависимость от предопределенной (генетической) случайности.

У живого существа всегда есть шанс измениться. Сам генетический потенциал пока еще не описан исчерпывающе, хотя ведутся исследования в этом направлении. Кроме генов есть еще факторы среды и свободный выбор человека. Есть сознательная и бессознательная мотивация, которая определяет выбор с учетом множества факторов, конкретных жизненных обстоятельств, в которых человек находится здесь и сейчас.

Люди с сочетанными нарушения развития, с так называемым низким интеллектом, как будто обделены энергией. Для них характерна "слабость" нервной системы – неустойчивость, недостаточность или чрезмерных реакций. Дети с выраженной степенью умственной отсталости могут быть возбудимыми или заторможенными. Изменения, происходящие в ходе онтогенеза, индивидуа ноги развития, в той или иной степени обратимы. В случае детей с ограниченными возможностями здоровья, это не так. Изменения происходят, и конечный рубеж индивидуального развития не определен. Это этический принцип, применимый к любому человеку, живому существу. Важный, с точки зрения практики нашего взаимодействия с людьми, чьи возможности здоровья ограничены.

Несмотря на слабость и ограниченность, с точки зрения большинства, во многом эти люди оказываются защищены. Их душевный мир не противоречив. У них нет внутреннего конфликта. Они гармоничны. С ними тихо и спокойно, душа отдыхает. В нашем обществе к сожалению инвалиды часто оказываются изолированными. Это аргументируется разными причинами - необходимостью в уходе, острым чувством дискомфорта От... Не знаю чего... Сострадания одновременно с беспомощностью? Нарушением эстетического чувства? Страхом? Необходимостью в особом уходе?... Но общество многое теряет, изолируя этих людей. Во первых - в возможности ощущать эту внутреннюю непротиворечивость, которой многим из «нормальных» людей можно поучиться. Эмоциональной открытости. Да, возможно, этим людям нужна специально организованная среда, в силу особенностей здоровья и, возможно, повышенной чувствительности нервной системы. Но формально, их отличия от «здорового» большинства сводятся к конституциональным, врожденным особенностям. Эти люди здоровы. Они просто другие.


Поделиться мыслями >>> oliolog@ekvilibrium.ru

Теперь об ограниченности. Бог не дает всего. Мы ограничены временем, нашими физическими возможностями и обстоятельствами нашей жизни. Любая одаренность, сфокусированность на чем то одном, выключает нас из других контекстов жизни. Чрезвычайно одаренные в какой-то области люди оказываются обделенными в других областях. Нобелевские лауреаты или известные литераторы в социальной жизни во многих случаях оказывались неприспособленными или странными чудаками. Нильс Бор. Григорий Перельман. Альберт Эйнштейн. Никола Тесла. Эдгар Аллан По. Эрнест Хемингуэй. Александр Грин. Антон Чехов... У каждого из них были те или иные особенности, доходящие до неблагополучия, в области отношений. Хоть их социальный и умственный потенциал изначально не был ограничен.

Отдельно стоит рассмотреть средний интеллект. Это количественное значение, определяемое с помощью специальных диагностических методик, влияющее на качество нашей жизни. Абсолютное большинство людей, населяющих нашу планету, определенное статистически. Люди группируются по уровню интеллекта, они как будто притягиваются друг к другу, в том числе бессознательно. Особенности среднего интеллекта - в его массовости, в легкости принятия чужих мнений, в доверии авторитетам - родителей, идеологических лидеров, популярных общественных персон. То есть Некритичность. Она позволяет очень быстро распространяться всему чему угодно - национализму, политическим настроениям, взглядам на образ жизни, который не всегда способствует здоровью и душевному равновесию... Люди с ограниченными возможностями защищены и от этого. Они развиваются, следуя своим собственным путем.

Отдельного внимания заслуживают эмоциональные особенности детей с олигофренией. Их инстинкты и интуиция звучат ясно, не заглушаемые голосом разума, рационального, его излишками. Он искренне любят и радуются. Привязываются. Они отвечают на улыбку. У них нет конфликта между сознанием и бессознательным, который встречается даже у животных. Например, среди собак нередко встречаются невротики.

Принципиальное отличие живого от неживого - наличие восприятия, то есть информационного обмена со средой. Пока организм, клетка живы, они продолжают воспринимать. А значить, реагировать. Даже в состоянии комы или клинической смерти, и во все случаях, когда признаки сознания не очевидны, сохраняется восприятие, а значит, любые процессы могут быть обратимы. В случаи выраженной степени олигофрении, старческой деменции, локально нарушенных функций - например, двигательных или речевых, всегда есть возможность их улучшить, а значит - повысить качество жизни людей с теми или иными функциональными "дефектами", а также их близких.

Вот как писал Константин Циолковский о влиянии глухоты на его жизнь в своей автобиографии: "Возможно, что умственные задатки у меня слабее, чем у братьев: я же был моложе всех и потому поневоле должен быть слабее умственно и физически. Только крайнее напряжение сил сделало меня тем, что я есть. Глухота — ужасное несчастье, и я никому ее не желаю. Но сам теперь признаю ее великое значение в моей деятельности в связи, конечно, с другими условиями. Глухих множество. Это незначительные люди. Отчего же у меня она сослужила службу? Конечно, причин еще множество: например, наследственность, удач¬ное сочетание родителей… гнет судьбы. Но всего предвидеть и понять нево¬можно. Человек, выходит, ни в отца, ни в мать, а в одного из своих предков..."

В своей книге слепоглухая Ольга Скороходова рассказывает о своем восприятии - с помощью осязания, обоняния и, видимо, того, что принято называть шестым чувством. Поражает ее глубина и точность восприятия.

"Был такой случай. Рано утром, когда я еще крепко спала, меня пришла будить Р. Л. Она вошла тихо, и я не почувствовала ее шагов. Но я почувствовала, как движущийся воздух от ее приближения коснулся поверхности моего лица, и прежде, чем Р. Л. успела подойти совсем близко, я уже проснулась от движения воздуха и протянула ей навстречу руку."

"Не только у хорошо мне знакомых, по даже у тех людей, которых я мало знаю, я все-таки часто узнаю их плохое физическое или духовное состояние."

"Я потеряла иголку и попросила дежурную поискать. Она долго искала на полу, на столе и не нашла. Она сказала, что, вероятно, иголка не упала, а осталась где-нибудь в вещах. Я не поверила и стала искать иголку сама. Я нашла ее на полу возле тумбочки."

"Несмотря на то что мне недоступны зрительные и слуховые впечатления, я все-таки горячо люблю природу. Ведь я могу ощущать различные запахи, могу осязать каждый лепесток цветка, каждую травинку, каждую ветку и ее листья. Я чувствую, как горячо печет солнце, как приятно освежает тень или прохладная вода, когда все мое тело измучено жарой. Я очень люблю бывать у моря. Я всегда по запаху узнавала, когда мы шли по направлению к морю. Пусть я не видела его, пусть я не слышала, как оно шумит, когда катит свои волны, но близость моря, его опьяняющий запах доставляют мне великое наслаждение. Я приходила на берег моря с чувством благоговения и преклонения перед его мощью и красотой, которую я мысленно себе рисовала."


Ольга Скороходова. "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", М., 1972.

Таким образом, поражение сенсорной системы или сложной функциональной системы, с одной стороны, накладывает определенные физические и социальные ограничения, но с другой стороны – высвобождает энергию на что-то другое. Так, у людей с синдромом Дауна отмечается их добросердечие и эмоциональная отзывчивость. У слепых – развивается «шестое чувство» и удивительное интуитивное восприятие. У глухих – альтернативные способы восприятия и взаимодействия с миром. Отмечались случаи, когда люди с грубо нарушенным интеллектом проявляли поразительные математические способности. Это дает основание относиться к таким людям не как к инвалидам, обделенным судьбой и обременяющим общество, а как к уникальным человеческим существам, обогащающим наш мир своим присутствием.


Поделиться мыслями >>> oliolog@ekvilibrium.ru


18.06.2015 23:25Ольга Лабутина

<< Чудо и волшебство в воображении ребенка. Ольга Лабутина^ К оглавлению ^ >>


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены