Эквилибриум  ::  Статьи
  ЭКВИЛИБРИУМ
   Главная
   Статьи
    - Психологические защиты
    - Особые дети
   Лента сновидений
   Интересные новости
   Фильмы и книги
   Афоризмы
   Юмор
   Письма
   Океан жизни
   Творчество
   Архив рассылки

  РАССЫЛКИ
Эквилибриум -
формула
психологического равновесия


Рассылка "Эквилибриум: формула сохранения психологического равновесия"





Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru


Рассылка "Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru"



  СТАТИСТИКА

Rambler's Top100


Яндекс цитирования



<< Слово для ребенка. Ольга Лабутина^ К оглавлению ^Чудо и волшебство в воображении ребенка. Ольга Лабутина >>

Телесность и преподавание. Денис Букин



Телесность и преподавание



Любой живой опыт телесен. Потому что телесна сама жизнь. Знания, эмоции, отношения, взаимодействия – всё телесно. Текст, сколько бы чувств не вложил в него автор, мёртв без живого тёплого читателя. Слова без действий ничего не значат. Слова забывают, а действия, телесный опыт – как умение кататься на велосипеде – на всю жизнь.

Одну и ту же тему преподаватель может рассказать, показать или попросить отработать в парах.

1. Много запоминается из институтских лекций? Рассказ не оставляет следов. Он хорош для специалистов, которые хотят что-то уточнить. Только, в этом случае "работает" не сам рассказ, а перекличка с практикой слушателя. Телесной практикой. Можно понадеяться на память слушателя. Когда он попробует что-то сделать, он, возможно, вспомнит лекцию. Чтобы понять, почему не получилось.

2. Показать – чуть лучше. Работает эмпатия. Слушатель примеряет увиденное на себя, как зритель в театре сопереживает актёру на сцене. Проникается увиденным до мышц, до микродвижений. Есть шанс, что эмоции и движения останутся в теле, и в нужный момент сработают.

3. Отработать в аудитории. Кто бывал на тренинге – тот знает: довольно скучный способ. Скучный, потому что искусственный: всё понарошку. Но это лучше, чем лекция или демонстрация. Кстати, часто ли после тренинга остаётся устойчивый навык? Не думаю, что его создаст десятиминутное упражнение. Тренинг навыка – это "дрессировка", и длительная. Я думаю, что в тренинге важна сама попытка. Так, после первого прыжка с парашютом отмечаешь в голове: "Я это сделал". Иногда в море жизнь экипажа зависит от решимости матроса войти в горящее машинное отделение. Но моряки не отрабатывают навык входить в огонь. Сертификат дают за одну условно удачную попытку. Этого достаточно. И это лучше, чем курс лекций о том, как заходить в огонь или цикл фильмов о пожарах. Это даёт телесный опыт. На всю жизнь. Даёт уверенность: в нужный момент будет страшно, но ты сможешь.

Есть ещё один способ – сыграть учебную тему, как в театре. В «Эмпатике» мы пришли к театру на учёбе интуитивно. Например, однажды мы играли экономику и финансы предприятия, переливая цветные химикаты между мензурками и ретортами. На занятии в РГГУ у Байрама Аннакова студенты передавали друг другу конфеты – моделировали очередь. Чтобы дать почувствовать бюрократическую иерархию, мы играем в деловую переписку. Люди рассаживаются как прямоугольнички в оргструктуре, "в пирамиду". В итоге игроки получают телесный, тактильный опыт работы в большой компании. Люди, отдавшие много лет "Газпрому", в этой игре не смеются.

Принцип психодрамы Якоба Морено: "Не рассказывай – покажи!". Непременно нужно, чтобы показывал сам ученик. Я познакомился с психодрамой как методом групповой психотерапии, кстати – одним из самых сильных. И считал, что психодрама работает только в терапии. Пока однажды не понял, что отрабатывая в парах очередной способ коммуникации, мы попросту теряем время. Это был бизнес-тренинг, группа из 15 человек. Мы провели вместе больше недели. Сблизились. Люди уже не боялись говорить о себе и своих чувствах, поэтому я решил сломать подготовленную программу. Мы брали реальные ситуации, самые трудные, и проигрывали их как в театре. Это было странно, но лишь первые десять минут. Потом – по нарастающей: аттестация, требование повышения зарплаты, производственный конфликт, понижение в должности, конторская дедовщина и алкоголь, приставание начальника-мужчины к молодой подчинённой. Я думаю, у каждого в жизни было что-то подобное. Эти темы не рассматривают ни в одном учебнике менеджмента, не отрабатывают ни на одном тренинге. О них вообще не упоминают. Не принято. И зря, потому что каждый такой эксцесс может сломать работу или сломать человека.

Магия психодрамы состоит в том, что протагонист, главный герой постановки, интуитивно выбирает нужных актёров. Так, на роль председателя аттестационной комиссии девушка-бухгалтер выбрала программиста, который когда-то писал бухгалтерскую систему. В группе нас, знающих бухучёт, было трое: протагонист, программист и я. И мы нашли друг друга. Вопросы, которые задал в постановке «председатель» поставили «бухгалтера» в тупик, как это было на самой аттестации. Это позволило найти причины неуверенности и, надеюсь, подготовило к подобным ситуациям в будущем.

Эмоции в психодраме – самые настоящие. Я видел, как сжимаются кулаки у мужчины, которого несправедливо понизили в должности. И слёзы на глазах девушки, которую обидели бестактной шуткой. Всё это вещи, на которые нельзя не отреагировать, и если нет реакции через слова и действия, обида и агрессия останутся в теле. Возникнет страх, он сузит выбор вариантов поведения.

Психодрама эффективна для тех, кто в ней играет и эффективна для тех, кто её смотрит. Зритель ставит себя на место протагониста. Невольно заражается теми же эмоциями и думает, как он повёл бы себя в той же ситуации. Психодрама – как прививка от неудачи. Она позволяет сменить привычный неэффективный способ реагирования, попробовать разные способы действовать. Поставить себя на место другого человека и узнать его чувства. Или посмотреть на ситуацию со стороны. А главное – проделать всё это не в разговоре, а в действиях, телом. И это опыт навсегда. В жизни редко даётся такая возможность, в психодраматическом театре возможно всё.

P.S. Если Вы бинес-тренер, а не психолог, будьте осторожнее с психодрамой. Всё-таки это терапевтический метод. В постановке могут возникнуть ассоциации с личной жизнью, и вам придётся заниматься психотерапией.



Денис Букин. Психотерапия, консультирование.

Написать автору >>> info@nektolukas.ru



17.01.2014 15:46Денис Букин

<< Слово для ребенка. Ольга Лабутина^ К оглавлению ^Чудо и волшебство в воображении ребенка. Ольга Лабутина >>


2004-2006 Copyright © Эквилибриум — формула психологического равновесия. Все права защищены